Вот, комментами к предыду…

Вот, комментами к предыдущей записи и цитатам, напомнило.

Как-то принято считать, что первое дошедшее до нас достоверное упоминание арабов о русах. это описание маршрутов купцов-русов в Багдад и Константинополь, изложенное в IX веке видным географом и одним из зачинателей жанра путеводителей из Багдадского халифата ибн Хордадбеком в "Книге путей и стран".

Тут сразу отметим два нюанса.

Первое, Абу-Касим Убайдаллах ибн Абдаллах ибн Хордадбек, был не то чтобы географом. Хотя география в предмет его служебных обязанностей, конечно, входила, поскольку трудился сей добрый человек в халифском Бариде, ведомстве совмещавшем функции почты и тайной полиции, я о них как-то писал.
В Бариде ибн Хордадбек сделал карьеру, дорос до начальника облуправления, а затем в халифате случилась очередная смута. Выяснение, кто из халифов правильный, заняло десяток лет и областной почтмейстер поставил удачно, на аль-Мутамид Алаллаха, правившего после победы в междоусобице 22 года. Халифы в то время перенесли резиденцию из столичного Багдада в Куйбышев Самарру, где ибн Хордадбек получил пост шефа всего Барида. Правда, по поводу самостоятельности нового повелителя правоверных есть сомнения, потому как при нем имелся "сильный человек у трона" - брат халифа Абу Ахмад аль-Муваффак, авторитетный военный и политик, вскоре ставший регентом халифата... и возможно ибн Хордадбек был именно его человеком.

Вот с годами смерти вопрос спорный, есть данные, что географ в штатском патрона (обоих) пережил, по другим сведениям скончался в конце 880-х, когда Армения отделилась и в связи с этим, причем не ясно - то ли ответил за провал, то ли Барид прохлопал мятеж по причине смерти начальника...

...но то нам не важно, а интересно, что ибн Хордадбека, просто в силу должности, на 880-е годы можно смело признавать одним из наиболее информированных о путях и странах людей халифата. Как минимум, в госаппарате. Особенно если учесть, что книга как раз в середине 880-х то ли вышла, то ли была переработана из первого варианта 840-х годов, и вовсе не предназначалась для публики.
Шеф Барида писал (ну, или осуществлял общее руководство коллективом авторов - кто ж его сейчас знает) расширенную справку-меморандум, естественно ДСП, с изложением данных Барида о соседях и торговых путях, для... тут снова загадка. Адресат - лицо около халифа, скорее всего наследник трона. Кто мог быть таковым в 840-х неясно, тогда и наследников было несколько, и халифы менялись. А вот в 880-х, имелись правитель и его брат-регент, и сын регента Абу-Аббас аль-Мутадид, как раз молодой и растущий в аппаратном плане. Аль-Мутадид, собственно, и унаследовал, по смерти родичей, сперва место отца, а затем и трон дяди, а халифом стал боевым и толковым, успешно воевавшим и правившим.
Логично предположить, что именно аль-Мутадиду предназначалась "Книга путей и стран" в 880-е, а если был и первый вариант - возможно, написание таких трудов вообще было штатным вкладом Барида в подготовку принцев.

В любом случае, книга вышла за авторством влиятельного и знающего шефа почт и осведомителей, а предназначалась для высших лиц, так что ее можно считать квинтэссенцией реальных знаний арабов об окружающем мире.

А во-вторых мы перейдем к куску текста книги о русах.

Собственно, о русах там один пункт, да в перечислении титулов иноземных правителей еще указан славянский титул "князь" и оговорено, что русы это подвид славян.
А пункт о русах вставлен в главу о радхонитах... впрочем, проще процитировать:

Если говорить о купцах ар-Рус, то это одна из разновидностей славян. Они доставляют заячьи шкурки, шкурки черных лисиц и мечи из самых отдаленных славян к Румийскому морю. Владетель ар-Рума взимает с них десятину. Если они отправляются по Танису — реке славян, то проезжают мимо Хамлиджа, города хазар. Их владетель также взимает с них десятину. Затем они отправляются по морю Джурджан и высаживаются на любом берегу. Окружность этого моря 500 ф 147. Иногда они везут свои товары от Джурджана до Багдада на верблюдах. Переводчиками [для] них являются славянские слуги-евнухи. Они утверждают, что они христиане и платят подушную подать (джизью).

Переводов есть несколько, отличаются нюансами, нам для широкого обзора непринципиальными. Просто запомним мнение спецслужбы Халифата о русском экспорте и стоимости его транзита, и обратимся к отрывку о радхонитах:

Путь еврейских купцов ар-Разанийа, которые говорят по-арабски, по-персидски, по-румийски, по франкски, по-андалузски, по-славянски. Они в самом деле путешествуют от ал-Машрика до ал-Магриба и от ал-Магриба до ал-Машрика по суше и по морю. Они доставляют из ал-Магриба слуг-евнухов, невольниц, мальчиков-слуг, парчу, заячьи шкурки, пушнину, соболий мех и мечи. Они путешествуют из Фиранджи по Западному морю, высаживаются у ал-Фарамы и доставляют свои товары по суше в ал-Кулзум. Между этими [городами] 25 ф. Затем они совершают путешествие по Восточному морю из ал-Кулзума в ал-Джар и Джудду. Затем отправляются в Синд, Хинд и Син. Вывозят из Сина мускус, алоэ, камфору, корицу и др. товары, которые традиционны для этих краев, после него возвращаются в ал-Кулзум. Потом они доставляют эти [товары] в ал-Фараму. Затем плывут по Западному морю, а иной раз поворачивают со своими товарами к Константинополю и продают их в ар-Руме. Иногда они ездят со своими товарами в земли Фиранджи и распродают их там. Если они желают, то везут свои товары из Фиранджи по Западному морю, высаживаются у Антиохии и совершают по суше три перехода, пока не достигают ал-Джабийи. Затем они плывут по Евфрату до Багдада, а по Тигру до ал-Убуллы. Из ал-Убуллы в Оман, Синд, Син. Все эти [страны] связаны одна с другой.

Если говорить об их пути по суше, то по этому пути отправляется тот из них, который следует из ал-Андалуса или из Фиранджи; он переправляется в ас-Сус Дальний и оттуда отправляется в Танджу, далее в Ифрикию, затем в Миср, в Рамлу, в Дамаск, в ал-Куфу, в Багдад, в ал-Басру, в ал-Ахваз, в Фарс, в Кирман, в Синд, в Хинд и Син. Иногда они держат путь по ту сторону Румийи, в страну славян, затем в Хамлидж — главный город хазар, далее по морю Джурджан, затем в Балх и Мавараннахр, затем в Урт тугузгуз, затем в Син.

Что бросается в глаза из описаний русов и радхонитов?
Очевидно, русских людей обижают. Куда товар не вези - везде снимают за транзит по 10%. Можно ли такое терпеть?
Мы знаем ответ - вовсе нельзя, и потому с владетелем Рума (императором Византии) вскоре проведет силовые переговоры князь Олег Вещий, а следом его преемники. Ну а с владетелем хазар закончит диалог князь Святослав. Первые в итоге все поймут правильно, вторые не поймут - с летальным для себя исходом.

Еще момент - о пошлинах с радхонитов не говорится. И правильно.
Радхониты - явление очень интересное, солидное и, по-моему, недооцениваемое. Изучаемое слабо, зато богато описанное конспирологами.
Как я раньше упоминал, роль иудеев в кредитовании и финансах Средних веков, ранее была сильно преувеличена, а на самом деле малозначима. По сравнению с той же церковью, например.
Но вот в транзитной торговле времен "темных веков", особенно между христианским и мусульманским мирами, иудейские купцы нашли нишу и превратили свое слабое место религиозного меньшинства - в бонус. Будучи чужды всем окружающим, они - как многие меньшинства, все те же старообрядцы российские - завели торговые связи на базе религиозной общности, с кредитованием, гарантиями и репутацией внутри общины. И поскольку в исламо-христианской войне не участвовали, зато жили во всех странах-участниках, торговали через единоверцев совершенно трансгранично и с широким оборотом. Как вот у ибн Хордадбека описано - с филиалами от Франции аж до Китая. Возможно, именно они сохранили транзитные перевозки "восток-запад" во времена арабских завоеваний, не дав мировой торговле рухнуть.

В общем, ребята были очень толковые и серьезные, с серьезными же оборотами, в отличие от ростовщиков "уровня город" типа Шейлока шекспировского. Десятин они, естественно, не платили, затем что разве же везет товар иностранец? На каждом отрезке работал пусть и член общины - но ведь местный подданный.
Отсюда же закономерен и итог. Не имея собственной крыши в виде "коренного сеньора" и работая только на взаимосвязи и только в условиях потребности сторон в независимом посреднике - как только мир устоялся после потрясений, радхонитов начали отжимать. Сперва требуя делиться, затем в пользу национального торговца. И бонус тут снова оборачивался минусом - за пределами общины, рассчитывать на доверие широкого круга третьих лиц эти купцы не могли, встроиться в новые связи или не могли, или могли только потеряв членство в радхонитской цепочке, а для властей оставались чужими. Держались они долго, но система мельчала и постепенно сошла на нет.

То есть, конечно, в виде альтернативы - если бы радхониты нашли покровителя вдолгую, плюс смогли перенять у христиан идею корпорации, могло выйти интересно... но только одна из составляющих, как систему бы их, наверное, не спасла.

http://ryurikov.livejournal.com/821940.html

хорошоплохо (никто еще не проголосовал)
Loading...Loading...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.